Творческое ателье – это проект для детей и подростков, которые часто болеют или испытывают чувство усталости, не хотят ходить в детский сад (школу), утратили интерес к обучению или к другим занятиям, у них есть трудности в учёбе, в общении.
Слово «ателье» в привычном и, возможно, единственном значении для современного человека стало восприниматься как «мастерская по пошиву одежды». Но на самом деле это слово уходит корнями к латинскому «аssula» - «обломок, лучинка, щепка», а еще раннее – «assis» - «необструганная доска, брус». Не так ли и ребёнок, рождаясь, отщепляется от матери, словно бы, в какой-то мере – «обломок, щепка»? А, может быть, и лучинка? То, что согревает другого, радует глаз или освещает его жизнь?
Но постепенно ребёнок осуществляет переход, говоря образным языком, от того, чтобы быть только «обломком» к тому, чтобы сотворить поделку, что-то «выстругать» в своей жизни. Малыш идёт в детский сад, а подрастая – в школу, он как-то располагается в большом мире, находит себе место. Но путь этот совсем не прост, и многие взрослые об этом знают. Иногда ребёнок начинает часто болеть, у него ослабляется иммунитет, сильное напряжение и большие нагрузки в школе, ускоренный ритм современной жизни порождают обратный эффект – школьник теряет интерес к обучению и погружается в компьютерные игры.
Творческое ателье – это проект для детей и подростков, которые часто болеют или испытывают чувство усталости, не хотят ходить в детский сад (школу), утратили интерес к обучению или к другим занятиям, у них есть трудности в учёбе, в общении. Поэтому занятия в рамках ателье строятся особым образом, учитывая трудности ребёнка.
Форма занятий в ателье
На первый взгляд занятия в ателье похожи на обычные развивающие или творческие: ребёнок/подросток рисует, лепит, играет или разговаривает, но есть и принципиальные отличия. Занятия в ателье предполагают направление работы и программу для совместной деятельности ребёнка и взрослого, но в фокусе работы специалиста – не столько обучение ребёнка знаниям, а главное - это формирование отношения ребёнка к знаниям, его желание учиться, способность строить отношения с другими детьми и с взрослыми. Специалист смотрит, прежде всего, на то, что мешает ребёнку быть здоровым и активным в жизни. Общее дело взрослого и ребёнка (живопись, лепка, разговор) – это инструмент, посредством которого осуществляется терапевтический процесс. Ребёнок в процессе этой деятельности учится мастерить свою поделку, не только в прямом смысле, рисунок, поделку из пластилина, рассказ, правила игры, но и в более широком: общаться, играть, принимать знания, интересоваться и др.
Занятия проводятся по направлениям:
Занятия проходят индивидуально или в малых группах (2-3 человека)
Занятия с детьми ведут специалисты, имеющие профессиональное образование, как в сфере творчества (живопись, литература), так и в качестве детских психологов-психоаналитиков. Это позволяет, с одной стороны, выстроить занятия, направленные на творческое развитие детей, с другой, осуществлять психотерапевтическую работу с ребёнком.
Занятия в ателье будут полезны, если:
Творческие занятия по направлениям:
Программы позволяют ребёнку открыть мир искусства. На занятиях с детьми используются различные формы работы: рисование/лепка с натуры, выход на пленэр, посещение выставок, совместный просмотр документальных фильмов. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства и народных росписей, а также практические умения и навыки в данной сфере. Работа с пластилином способствует развитию пространственного воображения и конструкторских способностей. Занимаясь лепкой, ребёнок получает эстетическое наслаждение от пластичности материала, от объёмности форм, которые получаются в процессе работы. Открытие своей творческой индивидуальности позволяет ребёнку раскрыть себя в других сферах: обучение в школе, общение со сверстниками и взрослыми.
Программа занятий «Английский язык» предназначена для детей, испытывающих затруднения в его изучении. Она объединяет классическую методику преподавания английского языка и элементы творчества (рисование, лепка, пение, игры), что позволяет ребёнку через проявление своего творческого начала более успешно осваивать новый для него язык.
Ведущая: Мария Олеговна Кузнецова, детский психоаналитик, учитель иностранного языка, ведущий творческих занятий, дизайнер.
Программа занятий «Словесность» направлена на развитие речи ребёнка и его способности выражать свои мысли. Формы работы: совместное чтение художественных произведений и их обсуждение, размышления о прочитанном, написание эссе, сочинений и их иллюстрирование. В рамках программы предполагается просмотр художественных фильмов и совместное посещение спектаклей. Произведения подбираются исходя из особенностей развития детей в группе.
В основании программы лежат профессиональный интерес к слову и психоаналитическая игровая техника, позволяющая работать с детьми любого возраста.
Ведущая: Ирина Николаевна Кузнецова, психолог-психоаналитик, библиотековед.